PDA

Просмотр полной версии : Новости/интервью с М. Ахмановым/Мэнсоном :)


Scorp
24.06.2008, 14:18
Дима тут связывался с Михаилом Сергеевичем, и в принципе была получена положительная оценка нашего сайта :)

Так вот. Во-первых, была обещана историю работ над конановской сагой в те годы, когда он руководил этим проектом. Но будет сиё возможно не раньше осени. По моему мнению, весьма и весьма любопытное было бы чтиво. И во-вторых, было получено согласие на интервью, так что давайте подготовим список вопросов, которые вам хотелось бы узнать у М. Ахманова. Вопросы можно и не только по Конану, можно и про другие его книги.

Chertoznai
24.06.2008, 14:21
когда он руководил-то?

а вообще вопрос такой - зачем было продолжать цикл Иеро?

Scorp
24.06.2008, 14:35
Ну где-то в 1992-95 годы я думаю... Ну когда он там издавался в общем. Я лично надеюсь, что расскажет наконец кто такие Кр. Грант и Н. О'Найт, чтобы можно было у них спросить про 2 оставшиеся книги :)

А под продолжать ты имеешь ввиду "Последнюю битву"? Я думаю за тем же, зачем продолжать Гарри Гаррисона "Мир Смерти", Дж. Лорда "Ричарда Блейда" и прочих :)

Chertoznai
24.06.2008, 14:39
надо освежить в памяти Мэнсона)

А под продолжать ты имеешь ввиду "Последнюю битву"?
типа честно скажет: "захотелось зашибить бабла"...

Warlock
24.06.2008, 15:35
Первый вопрос,планируются ли к переизданию "Грот Дайомы","Ристалища Хаббы" ну и вообще,что там еще не вышло в Коллекции.
Во вторых,интересует,откуда появилась идея,сделать Конана служителем Митры и считает ли он ее удачной,оглядываясь через годы.
Ну и в третьих,какие авторы Саги,по его мнению достойно продолжили творчество Говарда.

Михаэль фон Барток
24.06.2008, 17:21
1. не он ли и есть Клайв Леннард и если нет - то КТО ЭТО??!!
2. согласовывают ли авторы между собой (хоть самую малость :)) детали биографии Конана и соотвественно как он отнесется к тому что пресловутый "период Конана-рыцаря-палладина" будет использоваться другим автором.

Warlock
24.06.2008, 18:16
1. не он ли и есть Клайв Леннард и если нет - то КТО ЭТО??!!

А заодно и Гидеон Эйлат - тоже по стилю похоже пишет.

Germanik
24.06.2008, 18:54
1.Планирует ли он когда-нибудь вернуться к написанию Саги и его литературные планы в общем. 2. Кто такие К. Уэйнрайт, К. Стайл, Г. Эйлат, Д. Болтон, Т. Доннел, А. Олдмен, Д. Мак-Грегор и др. 3.Как происходило общение между авторами во время работы внутри серии (а судя по таким произведениям, как "Чужая клятва" Мак-Грегора и "Клятва киммерийца" Уоренберг, общение происходило (если это, конечно, ни один и тот же автор)).

Scorp
24.06.2008, 21:15
Ммм... Так, записал. еще будут вопросы? Может кто-то читал его другие книги?

Blade Hawk
24.06.2008, 21:23
Я читал. Какие книги о Блэйде принадлежат ему лично, и когда он от той саги отошел, отстранился?

Scorp
24.06.2008, 23:34
Судя по официальному сайту, принадлежат вот эти:

"Пустоцветы Меотиды" (в книге "Ричард Блейд, агент Ее
Величества) 1994 г, "ВИС", 161 стр.
тираж 50 000 экз.
"Снега Берглиона" (в книге "Ричард Блейд, герой")
1994 г, "ВИС", 106 стр.
тираж 50 000 экз.
"Ветры Катраза" (в книге "Ричард Блейд, герой")
1994 г, "ВИС", 202 стр.
тираж 50 000 экз.
переиздание (в книге "Ветры Катраза")
1998 г, "Северо-Запад",
234 стр. тираж 10 000 экз.
"Телепортатор "Лейтон Инкорпорейд" (в книге "Ричард Блейд,
беглец") 1994 г, "ВИС", 238 стр.
тираж 50 000 экз.
"Каин" (в книге "Ричард Блейд, беглец")
1994 г, "ВИС", 204 стр.
тираж 50 000 экз.
"Волосатые из Уркхи" (в книге "Ричард Блейд, властелин")
1994 г, "ВИС", 90 стр.
тираж 25 000 экз.
переиздание (в книге "Край вечных снов")
1998 г, "Северо-Запад",
104 стр. тираж 10 000 экз.
"Ведьмы Иглстаза" (в книге "Ричард Блейд, пророк")
1994 г, "ВИС", 172 стр.
тираж 25 000 экз.
"Погибший мир" (в книге "Ричард Блейд, пророк")
1994 г, "ВИС", 194 стр.
тираж 25 000 экз.
переиздание (в книге "Погибший мир")
1998 г, "Северо-Запад",
248 стр. тираж 10 000 экз.
"Крысы и ангелы" (в книге "Одиссеи Ричарда Блейда")
1995 г, "ВИС", 116 стр.
тираж 25 000 экз.
переиздание (в книге "Мятежник")
1998 г, "Северо-Запад",
168 стр. тираж 10 000 экз.
"Аттила" (в книге "Одиссеи Ричарда Блейда")
1995 г, "ВИС", 198 стр.
тираж 25 000 экз.
"Шестая попытка" (в книге "Осень Ричарда Блейда")
1994 г, "ВИС", 102 стр.
тираж 25 000 экз.
"Небеса Таргала" (в книге "Ричард Блейд, странник")
1995 г, "ВИС", 180 стр.
тираж 25 000 экз.
"Сияющий полдень Уренира" (в книге "Ричард Блейд, странник")
1995 г, "ВИС", 174 стр.
тираж 25 000 экз.
"Странник" (в книге "Ричард Блейд, пэр Айдена")
1994 г, "ВИС", 37 стр.
тираж 50 000 экз.
переиздание (в книге "Миддорский оборотень")
1998 г, "Северо-Запад",
46 стр. тираж 10 000 экз.
Трилогия "Наследство бар Ригона", "Океаны Айдена",
"Лотосы Юга" (в книге "Ричард Блейд, пэр Айдена")
1994 г, "ВИС", 516 стр.
тираж 50 000 экз.
"Одна душа, два тела" (в книге "Ричард Блейд Айденский")
1995 г, "ВИС", 194 стр.
тираж 15 000 экз.
"Миддорский оборотень" (в книге "Миддорский оборотень")
1998 г, "Северо-Запад",
215 стр. тираж 10 000 экз.

Blade Hawk
25.06.2008, 02:14
Короче так и знал. Где не он, там шлак пошел.

Scorp
25.06.2008, 03:17
(а судя по таким произведениям, как "Чужая клятва" Мак-Грегора и "Клятва киммерийца" Уоренберг, общение происходило (если это, конечно, ни один и тот же автор)).
Хм. Уоренберг - это Анна Варенберг -> http://fantlab.ru/autor2066
Если хочешь - я ей напишу и спрошу.

Пелиас Кофийский
25.06.2008, 09:23
Любопытно, как соотносятся персонажи из Кононова варвара с жизнью :) Как тма поживает его психоматрица? :)
Возможно ли использовать с разрешения одного его персонажа - Шуга в рассазе про жизнь Конана во время его пиратской деятельности в составе Братсва? Уж очень имечко удачное :) Да и потом, не люблю плодить лишних персонажей без особой надобности :)

Добавлено через 1 минуту
Существует ли издательсво, в котором можно издать Конана, если он будет отличаться достаточно высоким литературным качеством, с получением роялти? Как-то Брент на форуме писал, что в Северо-Западе роялти не платят, и вообще выплачивают не слишком регулярно :)

Кел-кор
25.06.2008, 09:25
Какое свое произведение М. Ахманов считает лучшим?
Какое место в творчестве М. Ахманова занимает цикл "Странник по прозвищу Скиф"?

Пелиас Кофийский
25.06.2008, 09:27
Вообще, могу сказать, что за Кононова варвара и Ассирийские танки под мемфисом я его увжаю. Ливиец тоже ничего :). Любопытно, в ассирийских танках они таки отвоевали Мемфис? Там оставлено на усмотрение читателя. Впрочем, данный вопрос не вполне по теме - можно и не задавать :)

Scorp
25.06.2008, 18:51
В смысле не по теме? :) Зададим все, а там уж как захочет, так и ответит. Тема по любым произведениям Ахманова.

Добавлено через 56 секунд
Какое место в творчестве М. Ахманова занимает цикл "Странник по прозвищу Скиф"?
Место где? В смысле его личное мнение по поводу качества своего произведения или что?

Кел-кор
25.06.2008, 19:07
мнение по поводу качества своего произведения
Вот так лучше, да. Можно даже оценить попросить.

Пелиас Кофийский
26.06.2008, 09:53
По правде говоря, я ещё хотел спросить, как уважаемый Михаил Сергеевич отнесётся к тому, что в одном из своих рассказов я хотел указать, что Конан, после того, как стал королём Аквилонии, очистил горы пойнтайна от тех разбойников, которые убили отца Зийны.

В частноти, в данном отрывке речь идёт именно о них:

(Черновой вариант)
Горели сотни свечей. Яркий масляный свет отражался в доспехах людей, сидящих за праздничным столом. Большую часть из них составляли высокие стройные люди, с тонкими чертами лица и врождённым благородством черт. Их волосы были черны, а кожа – цвета червонного золота. Они кромсали боевыми клинками мясо кабанов и нарезали ломти огромного пирога, весело смеясь и отпуская опасные шутки. Они были одеты в цветастые одежды, но никакие одежды не могли скрыть их опасной грации, похожей на грацию хищной кошки. Здесь собрался весь цвет Пойнтайна, страны пальм и апельсиновых рощ, прекрасных девушек и отчаянных воинов.
За окнами ревела и ворочалась безумная южная гроза, но это ни на йоту не влияло на настроение собравшихся за столом людей. Их громоподобный хохот перекрывал раскаты грома, мечась под золочёными сводами. И гроза утихала, пристыженная яростью этих людей, и, что-то ворча, удалилась в суровые горы.
Посередине длинного стола стоял стул, более похожий на трон, с высокой резной спинкой, украшенный куницами и соболями. На нём сидел высокий могучий человек лет сорока, в котором угадывалась скрытая сила. Его простые, не лишённые суровой красоты черты выдавали в нём жителя севера, тех далёких угрюмых равнин, где люди взрослеют и умирают очень рано. А его лицо, покрытое тонкой сеткой шрамов, могучие руки, словно переплетенные узлами жестких стальных мышц, уверенная осанка и полыхающие упрямым пламенем глаза, выдавали в нём опасного противника и человека, которого легче представить скачущего ночью во весь опор в разгар пойнтайнской грозы, нежели спокойно пирующего в окружении знатных рыцарей.
Таков был Конан, король Аквилонии.
Пять лет назад он взошёл на престол королевства при поддержке народа, армии и влиятельных нобилей королевства, положив конец разнузданной деспотии Нумедидеса. В отличие от своих предшественников, он правил сжатой в кулак латной перчаткой. Разбойники были выгнаны из гор Пойнтайна, пикты отброшены за Чёрную реку, немедийцы изгнаны из страны, и наступило время мира и процветания. Люди славили своего короля, позабыв, что совсем недавно проклинали его как тирана и узурпатора. Впрочем, настроения людей переменчивы…
С тех пор ему до смерти осточертели роскошные дворцовые приёмы, но среди леопардов юга он чувствовал себя вполне уютно. Их безумная южная пылкость могла соперничать с дикостью необузданных варваров с вересковых равнин.

Добавлено через 1 минуту
Я бы так же рад, если бы он разрешил использвать Прадешхан :). Уж больно название удачное, при всём желании для Уттары не выдумаешь лучше :).

Chertoznai
26.06.2008, 19:47
Посередине длинного стола стоял стул, более похожий на трон, с высокой резной спинкой, украшенный куницами и соболями.
Пелиас, это как?)

Blade Hawk
26.06.2008, 19:51
Посередине длинного стола стоял стул, более похожий на трон, с высокой резной спинкой, украшенный куницами и соболями
Пелиас, это как?)

К ножкам прибиты за шеи и еще дергаются.:lol::lol::lol:

Chertoznai
26.06.2008, 21:04
))))))))))))))
я типа вот об чем: типа шкурки, или вырезаны на самом троне?

Germanik
28.06.2008, 00:50
Хм. Уоренберг - это Анна Варенберг -> http://fantlab.ru/autor2066 Если хочешь - я ей напишу и спрошу. Что Э. Уоренберг - это Анна Варенберг, я знал. Меня больше интересует, кто такой (такая) Д. Мак-Грегор. Если сможешь узнать, буду очень признателен (хотя бы как они взаимодействовали при написании "Чужой клятвы" и "Клятвы киммерийца").

Scorp
28.06.2008, 01:19
Почему ты думаешь, что они взаимодействовали? Ну прочитал/а рассказ, понравилось, написал продолжение/новый взгляд.

Germanik
28.06.2008, 01:40
Почему ты думаешь, что они взаимодействовали? Ну прочитал/а рассказ, понравилось, написал продолжение/новый взгляд. Возможно и так. Вот это я и хочу выяснить. Но в этом случае возникает вопрос с авторскими правами.

Scorp
28.06.2008, 02:42
Авторскими правами КОГО? :) Гипотетического Уолмера или там Мак-Грегора из Канзас-Сити? :) Это нигде не закреплено юридически же. Все права у СЗ.

Пелиас Кофийский
28.06.2008, 08:59
Скорп, а когда будет интервью? Уже даже интересно узнать ответы на некоторые вопросы :)))))

Germanik
28.06.2008, 09:03
Это нигде не закреплено юридически же. Все права у СЗ. Вот-вот, об этом я и думал. И как интересно относятся к этому другие авторы Саги, когда на их сюжетах и их персах строят свои произведения другие авторы? Или тем и другим главное скосить бабла, а там будь что будет? Кстати возможно Уоренберг = Мак-Грегор. Хотя стиль написания Мак-Грегора на мой взгляд чем-то похож на стиль того же Ахманова - Мэнсена.

Добавлено через 6 минут
Так же хочу сказать, что в таком случае ( когда издательство имеет ПОЛНЫЕ авторские права на произведения, а автор вообще никаких) вот этот вопрос Пелиаса нужно скорее всего адресовать не Ахманову, а "Северо - Западу":

Возможно ли использовать с разрешения одного его персонажа - Шуга в рассазе про жизнь Конана во время его пиратской деятельности в составе Братсва?

Пелиас Кофийский
28.06.2008, 09:14
Похоже на то :)))).
Хотя мне кажется, что издательству это как-то побарабану, а вот Майкл может обидется. Автор всё же :)

Scorp
28.06.2008, 21:01
Ну если все вопросы задали - сейчас отправлю письмо.

Пелиас Кофийский
30.06.2008, 09:15
Здорово :))))

andrew_b
01.07.2008, 07:40
И как интересно относятся к этому другие авторы Саги, когда на их сюжетах и их персах строят свои произведения другие авторы? Авторы могут относиться к этому как угодно. Если они передали все авторсие права издательству, то их это волновать не должно -- чувства к договору не пришьёшь. "Мавр сделал своё дело, мавр может уходить".

Scorp
01.07.2008, 07:54
Его интересует не юридический. а чисто человеческий аспект. С юридическим и так понятно всё.

Пелиас Кофийский
01.07.2008, 08:45
Типа того :)

Добавлено через 23 часа 8 минут
Надеюсь, к понедельнику како-нибудь ответ будет :) Уж больно интересно :)

Пелиас Кофийский
07.07.2008, 11:49
Жаль, что-то новых данных пока нет... :)

Scorp
07.07.2008, 22:10
Ну он сказал, что летом живет на дача, на даче майла нету :)

Пелиас Кофийский
08.07.2008, 08:51
Понятно.... :)

Warlock
21.09.2008, 21:38
Лето уж закончилось - пора тревожить старичка, а то поди забыл про интервьюху.;)

imhep-aton
22.09.2008, 08:30
После таких (http://forum.cimmeria.ru/showpost.php?p=7568&postcount=5) лозунгов, не шибко то захочеться давать интервью....:D

Михаэль фон Барток
22.09.2008, 08:35
ну Ахманов один из самых вменяемых авторов.
перетянул конечно одеяло на свои идеи, перестроил мир несколько, но ахинеи-то не писал.
иными словами может и не "тру" но и не бредятина.

Chertoznai
22.09.2008, 09:56
ну дык нех.... глумиться над Сагой, да и прочими хорошими вещами типа "Иеро".

Добавлено через 6 минут
но ахинеи-то не писал.
иными словами может и не "тру" но и не бредятина.
седни перечту - примеры выложу.

Добавлено через 1 час 6 минут
Воители же эти бродили по земле от Западного океана до Восточного, от ледяных равнин Ванахейма до джунглей Вендии и Зембабве, искореняя именем Светлого Бога зло, карая несправедливость, защищая обиженных и слабых. А чтоб никто не мог противиться оным искоренениям и карам, даровал великий Податель Жизни слугам своим несравненное боевое мастерство и власть над молниями - так что они могли опереться в своих деяниях и на силу меча, и на огненную мощь, обращавшую в прах скалы, стены крепостей, закованных в броню воинов и злобных чародеев. Проведав о том, Конан пожелал и сам приобщиться к избранникам Митры, но, чтоб узнать секрет власти над молниями, надо было сперва найти престарелого Наставника. Это и являлось целью его нынешних странствий.

— А также за женщин, которые их любят, — кивнул бородатый Мир-Хаммад. — Как заповедал Митра, — он поднял руку к солнечному диску, уже опускавшемуся в синие вилайетские воды, — купцы торгуют, богатеют и оплачивают удовольствия солдат, а солдаты защищают купцов. И это мудрый порядок, ибо каждый в мире сем должен следовать своему предназначению.

Хотелось ему того или нет, но он стал борцом Великого Равновесия, карающей рукой Митры, солнечного бога, прародителя людского племени, коего знали и почитали под разными именами во всем хайборийском мире.

По сути дела, это история не только о Конане, но и о людях, встретившихся ему — о воинах Митры, хранителях Мирового Равновесия, и об их наставнике, обучавшем своих учеников Великому Искусству Убивать. Это история о том, как Конан получил божественный дар, как он распорядился им и как его утратил, совершив грех ненужного убийства. Это история об искуплении греха — искуплении, свершившемся как бы помимо воли Конана; он так никогда и не узнал, что умилостивило гнев грозного солнечного бога. Наконец, это история о пресветлом Митре, великом Подателе Жизни, у которого есть множество способов управлять людскими судьбами — даже в том случае, когда избранник Его проявляет строптивость и непокорство.

— Клянешься Кромом... — по губам Учителя скользнула улыбка — первый раз с момента их встречи. — Кто он такой?
— Наш киммерийский бог. Грозный! Тот, кто поклоняется ему, должен твердо держать меч в руках.
— Если ты станешь моим учеником, тебе придется забыть о Кроме. Омм-аэль! Великий Митра не любит убийств.

В Хаббе было пять ристалищ и еще три - в окрестностях, в имениях царя и принцев крови. Ристалища назывались именами богов - тех главных, коих почитали здесь и в большей части обитаемого мира. Самой крупной была, разумеется, арена Митры, благого солнечного божества, Подателя Жизни и Заступника людей;

Дома ему случалось ночевать на нарах из неоструганных досок или просто на полу, в грязи и нечистотах; киммерийцы не слишком баловали своих детей.

Для того Митра, Податель Жизни, Хранитель Равновесия, и повелел ему готовить бойцов, способных отразить удары злобной мощи Сета, помериться силой с демонами и черными магами!

В качестве ученика ему полагалось выполнять несложные обязанности — мести пол и готовить еду, овощную похлебку и лепешки из плодов хлебного дерева; мясо и рыба в рационе наставника отсутствовали начисто.

— Кром! Разве такое в человеческих силах? Хотел бы я поглядеть, кто сделает это!
— Не поминай своего кровожадного бога! — каркнул Учитель и недовольно пожевал губами.

— В храм Митры, сын мой, к Его священному алтарю. Там тебя ждет исцеление, либо... — наставник запнулся, — либо Владыка Света возвестит, как ты должен его заслужить. Или то, или другое, Секира! Иди в храм и молись, чтобы бог отвел от тебя свою карающую руку!

Так и есть, живут киммерийцы как свиньи, в дерьме, и только милость жабоголового митры дает им все блага. причем не только киммерийцам, но и гирканцам тоже. Конан сломя голову несется на край света, чтобы стать рьяным митраистом. т.е. мыть пол, готовить еду, аки «волкодав», забыть Крома и даже не вспоминать его. «кровожадный бог», извольте видеть. все во славу Митры! того самого который, не любит убийств и в честь которого выстроено самое большое ристалище Хаббы, где льется кровь людей.

фон Барток, ты говорил нет ахинеи? Ну так это она и есть. Ахинея и бредятина.

Scorp
26.09.2008, 12:38
Все порядке, вопросы дошли. Пишу сейчас материал для
Вас. Похоже, он будет довольно большим.
Мих.Серг.

Вот и почитаете что и почему.

Cepiyc
26.09.2008, 13:09
Главное, чтобы он написал, что серия не умерла и что господин Майкл Мэнсон еще подарит миру произведение о великом Киммерийце!

Chertoznai
26.09.2008, 13:41
...который всю жизнь мечтал мыть полы, готовить хрючило и молится Митре)))))))

Турлах Дув
26.09.2008, 22:32
Нашел статью, наглядно иллюстрирующюю понимание задач переводчика г-ном Нахмансоном. Посколько по всем ссылкам в сети выдаются нечитабельный варианты, выкладываю целиком тут.

СЛОВО В ЗАЩИТУ ФИЛИПА ФАРМЕРА
Михаил Нахмансон



В заголовок вынесено только имя Филипа Фармера.Но только ли Фармер унижен, поруган и оскорблен? То же самое можно сказать о Фрице Лейбере, Гарри Гаррисоне, Айзеке
Азимове, Роберте Асприне, Эндрю Нортон и многих, многих других.
Из перечисления этих имен ясно, что ниже пойдет речь о фантастике;
но в других коммерческих жанрах - детектив, триллер, эротический
роман - дела порой обстоят столь же печально.
Впрочем, я не собираюсь объяснять читателям разницу между
хорошим и плохим переводом; этот вопрос представляется очевидным
и не требующим комментариев. Гораздо интереснее порассуждать об
англо-американской фантастике как таковой, о ее переложении на
русский язык, о трудностях и особенностях этого процесса, об
отношениях с издателями. Если при этом мне удастся реабилитировать
того или иного несчастного автора, я буду считать свою задачу
выполненной. В массовых масштабах подобным восстановлением "чести
и достоинства" занимаются несколько издательств фантастики -
например, "Мир", "Полярис" и "Тролль", - чьи усилия не могут
не вызывать уважения.
Собственно говоря, меня подвигли написать эти заметки
два материала, опубликованных в "Книжном обозрении": письмо
читательницы О.Розановой из Смоленска ("У "Северо-Запада" хорошие
переводчики", "КО" N 32 ) и статья Сергея Белова "Почем высокое
искусство? Художественный перевод и книжный рынок" ( "КО" N 34 ).
Сначала о письме Розановой. Мне бесконечно дорого ее
доброе мнение о нашей работе - тем более, что она упоминает
о книгах "Дока" Смита, перевод которых отнял немало сил. Однако
уважаемая читательница допустила неточность: четырехтомник
"Дока" Смита выпущен не "Северо-Западом", а петербургским
издательством "Спикс", что и помечено на титуле книги; правда,
он вышел в "северо-западном" супере.
Но столь ли существенна эта ошибка? Для меня важнее другое:
если читатель - высший судья! - оценил наш труд, значит, я получаю
моральное право несколько подробнее ознакомить его с нашей
переводческой "кухней". Итак, пусть те, кому понравился Эдвард
Элмер Смит, читают эти заметки дальше - их ждет нечто забавное.
Теперь о материале Белова, в котором рассматриваются
вопросы снижения качества переводов. Все, что он написал, по
моему мнение абсолютно верно, но его статья получилась как бы
незавершенной. В ней, к сожалению, отсутствуют примеры - точнее,
не названы имена героев тех комедий и драм, кои разыгрываются
подчас на нашем книжном рынке. Я не знаком с Беловым; возможно,
он является сотрудником издательства "Полярис" и ему было просто
неловко хулить конкурентов? В какой-то степени я попробую
немного дополнить его статью в своих заметках.
Янус, бог римлян, был един в двух лицах; я же попытаюсь
выступить в сразу в трех - как Фэн, Переводчик и Автор. Фэн -
это тот, кто читает фантастику ( разумеется, запоем ); Переводчик
- тот, кто перекладывает зарубежные произведения излюбленного
жанра на родной язык; Автор - тот, кто пишет на оном языке нечто
оригинальное. Итак, начнем по порядку.
Ф Э Н. Моя квалификация как фэна - безусловно самая высокая
среди трех перечисленных выше ипостасей. Пожалуй, я именно тот
читатель, который видится в розовых снах любому писателю-фантасту:
я читаю фантастику всю сознательную жизнь ( то есть сорок три года,
начиная с шести лет ); я не боюсь признаться, что люблю ее больше
других литературных жанров ( несмотря на возраст, ученую степень,
научные труды и прочие свидетельства зрелости и умственной
полноценности ); к тому же, я - физик, и, значит, могу оценить
замысел автора с профессиональной точки зрения.
Меня всегда удивляли люди, серьезные и весьма неглупые,
не признающие фантастику либо полагающие ее примитивным чтивом
для подростков. Поразительная недальновидность! Конечно,
развлекательная фантастика - всего лишь способ приятно провести
время ( что уже немало ), но более серьезные произведения часто
содержат футурологические прогнозы и весьма любопытные идеи,
побуждающие творческую мысль ученого. Фантастика по сути своей
прагматична, ибо отражает одну из важнейших потребностей человека
- желание предугадать будущее.
Именно этим я попробовал заняться года полтора назад.
В то время сундук доконвенционной фантастики уже показывал дно,
и одни книжные коммерсанты торопливо ( пока не принят российский
закон об охране авторских прав! ) несли в типографии кое-как
переведенную постконвенцию, а другие, более дальновидные и богатые,
начинали переговоры с западными литагентами о приобретении издательских
прав. Предвидеть дальнейшее было нетрудно. В недавние пиратские
времена многие издательства, согласно справедливому замечанию
Сергея Белова, руководствовались лозунгом: "Примитивные тексты
в безграмотных переводах для невзыскательного читателя". Однако
тогда десять переводчиков могли переложить на русский один и тот
же роман Хайнлайна, представив его, к примеру, четырем издателям
- причем и те, и другие находились в условиях свободной конкуренции.
В конечном счете побеждал более качественный вариант; так, если
говорить о том же Хайнлайне, то лучшими оказались переводы
А.Корженевского и А.Бранского. Возможно, их издатели получили
солидную прибыль, которая меня совершенно не интересует; все равно
выиграл читатель, фэн - заплатив за книгу, он получил хороший текст.
Не так давно я приобрел другие книги, "Миры Фостера" в
семи томах, выпущенные смоленским издательством "Ключ". Судя по
содержащейся на титуле информации, издательство законным образом
приобрело эксклюзивные права на все опубликованные в семитомнике
произведения и, являясь монополистом, наняло тех переводчиков,
каких пожелало. Не самых лучших, надо полагать ( иначе говоря,
не самых дорогих ). Конечно, то, что получилось в результате,
можно прочитать, прикрывая глаза при виде перлов: "Зубастая утроба
наклонилась и почти безразлично откусила повисшую голову", "...он
потирал части тела, не имеющие ничего общего с причиной его
состояния", "Выражение несокрушимой уверенности снова вернулось
к нему, лишь в слегка помятом виде" и т.д, и т.п. Пофамильно авторы
сих шедевров не названы - на книгах стоит только копирайт
фирмы-переводчика ИПП "АМЕХ Ltd".
Должен отметить, что тексты Фостера весьма специфичны
и сложны; сложнее, чем у Фармера, Энн Маккефри, "Дока" Смита,
Стерлинга Ланье, Джеффри Лорда, Ван Вогта, Эрика Рассела, Айзека
Азимова и еще десятка авторов, которых мне довелось переводить.
Чтобы справиться с ними, нужны отличные специалисты! Но деньги,
деньги... Заплачены доллары за права, значит, надо сэкономить
рубли на переводе. За чей счет? За мой, читательский.
Иногда я с ностальгией вспоминаю недавние беззаконные
времена ...

Турлах Дув
26.09.2008, 22:34
П Е Р Е В О Д Ч И К. Маленький секрет: как правило, для
подготовки качественного перевода необходимо не блестящее знание
языка оригинала, а владение своим родным, русским. Тогда зубастые
утробы не будут откусывать головы, потирать различные части тела
и иметь помятый вид. Короче говоря, переводчику платят не за то,
что он понимает текст на английском, а за приемлемое переложение
оного текста на русский.
Из собственной практики и бесед с коллегами я усвоил, что
существуют три переводческие методы. Первая - перевод, приближенный
к оригиналу. Бывает так, что англоязычный автор хорош и прекрасно
"идет" на русский - буквально перетекает, как вино из бутылки в
бокал, не теряя ни своего аромата, ни крепости, ни цветовой гаммы.
Счастлив переводчик, которому досталась такая книга! Работать с
ней - одно удовольствие. Мне так повезло лишь однажды - с романами
Фармера из сериала "Мир Реки".
Гораздо чаще перевод, близкий к тексту, получается корявым.
Вторая метода предусматривает отход от оригинала. Куда? Отнюдь
не в любую сторону. Необходимо уловить суть произведения - юмор,
лирику, динамику, специфику диалогов, подтекст - и добиться,
чтобы роман производил на нашего читателя такое же эмоциональное
впечатление, как и на англоязычного. Сохранить не букву, но дух!
При этом, как я полагаю, допустимы весьма значительные изменения
исходного текста.
Наконец, есть третий метод, когда переводчик способен
литературно переложить вещь на русский в с е г д а близко к
оригиналу, каким бы сложным он ни был. Это - экстракласс; так,
вероятно, работали специалисты, благодаря которым мы получили
собрания сочинений Джека Лондона, Жюля Верна, Герберта Уэллса
и других классиков.
Поскольку калечить исходные тексты я не желаю, а работать
на уровне экстракласса, увы, не могу, мне пришлось избрать второй
метод. Поэтому большая часть переводов, которые я делал - и, в
первую очередь, романы из Пернского сериала Энн Маккефри и вещи
"Дока" Смита - являются скорее пересказами. Насколько это
допустимо в данном конкретном случае? Ну, с одной стороны, оба
вышеназванных автора - не Лондон и не Уэллс; с другой, существовала
еще одна причина для весьма вольного обращения с их текстами. К
сожалению, вещи Смита и Маккефри страдают многочисленными логическими
неувязками, которые я просто не мог "пропустить" в русский текст;
исключение же этих нелепостей зачастую приводило к локальному
изменению сюжетных ходов и дописке целых эпизодов.
Поясню сказанное на примере "Дока" Смита. Он - старый
автор, работавший в двадцатых-пятидесятых годах, и его творения
теперь весьма неудобочитаемы - и на английском, и на русском ( в
дословном переводе ). Но Смит - классик, один из отцов-основателей
американской фантастики, создатель знаменитого в свое время
сериала о Ленсменах; и нам, его переводчикам, хотелось предложить
отечественным фэнам т а к о г о Смита, который, по крайней мере,
не вызвал у них неприязни или впечатления архаической древности.
Я глубоко благодарен издательству "Спикс", которое взяло на себя
смелость осуществить этот проект - почти одновременно с другим
переводом, выполненным в издательства "Армада". Теперь наши
любители фантастики имеют две версии "Саги о Ленсменах", и этого,
пожалуй, хватит на долгие года.
Нелепостей же у Смита хватает. К примеру, выборы президента
страны могут происходить в здании аэропорта; беглецы, которым сам
Бог велел рвать когти с враждебной планеты, задерживаются там
ради схватки с чудовищем; космические десантники рубят противников
в капусту топорами, а благородные ленсмены походя уничтожают
миллионы разумных существ ( конечно, неисправимых плохишей,
которые сплошь и рядом торгуют наркотиками ). По мере возможности
мы старались сгладить, отсечь, переписать такие эпизоды, сохранив
и усилив лучшие стороны творений Смита - их динамизм, юмор,
героическую патетику.
Что касается первого тома, который понравился читательнице
из Смоленска, то я должен признаться, что у "Дока" Смита нет и
никогда не было романа "Кровавое око Сарпедиона". Эта вещь является
результатом объединения двух его новелл, "Тедрик" и "Лорд Тедрик",
и дописки ряда промежуточных эпизодов, связавших их в единое
целое. В своем роде "Кровавое око" - экстраполяция "Дока" Смита
тридцатых-сороковых годов в наше время с целью представить его
нашим читателям в максимально выигрышном виде.
Несколько слов о романах Пернского цикла Энн Маккефри
( "Полет дракона", "Странствия дракона", "Белый дракон", "Отщепенцы
Перна", трилогия об арфистке Менолли и прочее ). Здесь переделок
было меньше, однако в дословном переводе Маккефри на русский
явно "не шла": вместо героической саги получалось некое розовое
сентиментальное занудство, чтение которого могло исторгнуть
слезы разве что у двенадцатилетней школьницы. Мы приложили
много сил, чтобы выправить эту ситуацию, и я думаю, что наши
читатели познакомились с творчеством Энн Маккефри не в самом
худшем варианте.
Большая часть романов Пернского сериала относится к
постконвенции, и издательские права на них не были приобретены.
Тут возникает любопытная моральная проблема, разрешить которую
в силах только сам автор произведения. Итак, что он, автор,
предпочитает: предстать перед миллионами российских любителей
фантастики в пристойном, но незаконном переводе, или продать
право первородства за несколько тысяч долларов, почти со
стопроцентной гарантией, что зубастые утробы будут откусывать
повисшие головы? Короче говоря, деньги или слава? Понятно, что
зарубежный автор желает скосить на российских нивах и то, и
другое, но полного счастья, увы, не бывает.
Да, мы, переводчики, поспешили с романами Энн Маккефри,
защищая не кошелек ее, но честь; и теперь ее благородные драконы
парят над Москвой и Петербургом, не проштемпелеванные печатью
в контракте, но и не подвергнутые поруганию, выпавшему на долю
героев Фармера, Фостера и прочих. Что же лучше?
А В Т О Р. Последний год я почти не занимаюсь переводами;
пишу оригинальные романы о некой героической личности по имени
Ричард Блейд, выдуманной Джеффри Лордом ( псевдоним малоизвестного
американского автора Лайла Ингела ). Этот персонаж, несмотря на
его тягу к силовым методам разрешения конфликтов, мне дорог; если
у читателей и "Книжного обозрения" проявится интерес к подобного
рода развлекательной литературе, мы еще о нем поговорим.
Но сейчас мне хотелось бы остановиться на одном моменте,
связанном с переводческо-писательской "кухней". Нередко процесс
перевода является форменным сражением, причем не с текстом, а с
тем, кто его создал, с автором оригинала. Человек пишущий наиболее
полно раскрывается в своих творениях; из них можно понять его
эмоциональный настрой, мировоззрение, оценить уровень интеллекта
и сферу интересов. Он незримо присутствует за кадром, и переводчик
- тоже человек, со своими понятиями о том, что такое хорошо и что
такое плохо - вступает с автором в схватку с первых страниц романа.
Но раз ведется поединок, должен быть и победитель! Кто
же кого подомнет - автор переводчика или переводчик автора?
Результат зависит только от их ума и таланта. Великий -
или просто крупный писатель вроде Филипа Фармера - побеждает
сразу. Его превосходство чувствуешь с первых же фраз; он
покоряет, зачаровывает, берет в плен, и дальше думаешь только
о том, чтобы не испортить, не исказить его, ибо он хорош и
без дописок, исправлений и литературной полировки.
Бывают иные случаи, когда желание переделать исходный
текст, слабый и невыразительный, становится непреодолимым. Мне
кажется, такая склонность присуща не столько переводчикам,
сколько нашим русскоязычным писателям, выступающим в роли
переводчиков. Ведь оригинальный автор владеет не только искусством
нанизывать слова, следуя первоисточнику; он обладает творческой
потенцией, воображением, фантазией, умением строить сюжет. Если
всего этого у него больше, чем у творца исходной вещи, то результат
предугадать нетрудно - на русском языке появляется произведение
более сильное и интересное, чем оригинал.
Тем не менее, не все так просто. Можно переделать романы
Джеффри Лорда и написать подобную же развлекательную эклектику;
ну, а если дело коснется Филипа Фармера?

Турлах Дув
26.09.2008, 22:35
С Л О В О О Ф А Р М Е Р Е. Я подозреваю, что нашим
читателям Фармер в большей степени знаком не как творец "Мира
Реки" и "Мира Дней" ( последний сериал скоро выйдет в издательстве
"Тролль" ), а как автор "Многоярусного Мира". Этот цикл фэнтези
выпустили "ЦЕНТРПОЛИГРАФ", "КРИМ ПРЕСС"-"Асмадей", "Локид",
"Васильевский остров" ( Санкт-Петербург), "Основа" ( Харьков),
"Гемма" ( Феодосия ) и почти наверняка другие, неизвестные мне
издательства, примерно полумиллионным суммарным тиражом. Кое-кто
поставил свой копирайт на книгу, кое-кто постеснялся, но суть
от этого не меняется - во всех версиях явственно проглядывают
рога и копыта предшествуюшего самопального перевода, "печатки".
Вот начало на русском "Создателя Вселенной", первого романа
цикла: "Призрак трубного зова провыл с другой стороны дверей".
Имеются варианты: "За дверьми, кто-то призрачный, вновь извлек
из рога серию звуков". А вот деталь физиологии описанных Фармером
кентавров: "Большая часть кентавра должна была дышать", "Большая
лошадиная часть кентавра должна была дышать", "Большая животная
часть кентавра должна была дышать" ( последний вариант - в трех
изданиях ).
Разумеется, эта большая лошадиная животная часть кентавра
должна была дышать, но для Филипа Фамера было бы лучше, если б
в наших краях она не сделала ни вздоха!
В чем же заключается проблема? Почему мы имеем отличный
перевод фармеровского "Пира потаенного" ( выполнен О.Артамоновым,
издан "АМЕХ Ltd" - АО "Лорис"), вполне читабельные переводы "Мира
Реки" ("Русская тройка" и "Тролль" - "Ювента") и некоторых других
романов, а на "Многоярусном Мире" споткнулись уже шесть издательств,
выставив Фармера на посмешище?
Дело не только в том, что Артамонов куда квалифицированнее
безымянных тружеников, пытавшихся совладать с дыхательными
органами кентавра, но и в особенностях фармеровского творчества.
Он весьма разносторонний писатель: есть у него научная фантастика,
очень конкретная и реалистичная, которая в самом деле как бы
"перетекает" с английского на русский; есть мистификации, пародии
и подражания; есть вещи философского толка, очень непростые для
понимания; и есть фэнтези о Мире Пяти Ярусов, написанная совершенно
по-другому, чем Мир Реки. Эту сказку нельзя перекладывать "один в
один", иначе всю ее чарующую прелесть с первой же фразы заглушит
вой призрачных рогов. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда
необходимо противоборствовать с крупным писателем, чтобы передать
эмоциональный настрой, суть и смысл его творения - пусть
развлекательного и лишенного глубоких мыслей, но от этого не
менее трудного для перевода.
Сейчас, когда я пишу эти строки, окруженный лошадиными
частями кентавров, что дышат мне в спину со страниц поименованных
выше изданий, я хочу сказать читателям: не верьте! Филипп Фармер
совсем не такой! Он - умный, саркастичный, насмешливый; он -
любитель гипербол, он - мистификатор, творец загадок и тайн,
и даже в самых слабых своих произведениях он не оскорбит вас
корявой фразой. Фармер - это "Пир потаенный", "Восстаньте из
праха", "Темный замысел", "Грех межзвездный", "Мир Дней"; и
мы постараемся, чтобы данный список поскорее включил и достойный
перевод сказания о Многоярусном Мире.
В заключение несколько слов об издателях - таких,
с которыми стоит дружить переводчикам.
К счастью, и я сам, и мои коллеги, довольно быстро
расстались с теми работодателями, которые обещают очень
много, но не платят почти ничего. Какими бы ни были гонорары
последних лет, высокими или не очень, издательства "Спикс", "ВИС",
"Лейла", "Деймос", "Тролль", "Ювента" платили их своевременно
и честно, не унижая ни нас, ни наш труд. Я не сторонник тезиса
"Деньги не пахнут". Очень даже пахнут! Отдают горечью обмана,
когда получены после многократных униженных просьб! С теми, кого
я перечислил выше, таких проблем не возникало, и работать с ними
было приятно.
В их число - правда, с большими оговорками, - я бы включил
и "Северо-Запад". У меня двойственное отношение к этому крупнейшему
издательству фантастики. Как читатель, я весьма ему благодарен,
так как два "северо-западных" сериала, фэнтези и научной фантастики,
дали нам, фэнам, много хороших книг ( хотя бывали и неудачи ).
Остается лишь сожалеть, что подбор произведений носил несколько
хаотический характер, и что такие отличные переводчики, как
И.Тогоева ( "Волшебник Земноморья" Урсулы Ле Гуин ) и В.Лапицкий
( "Князь Света" Роджера Желязны ) солировали в "Северо-Западе"
только однажды.
Как переводчик я сделал для "Северо-Запада" четыре
книги - Ланье "Путешествие Иеро", Маккефри "Странствия дракона"
и "Полет дракона", Лорда "Приключения Ричарда Блейда" ( две
последние - в соавторстве с Ю.Барабашем и В.Ивановым ), после
чего летом 1992 года расстался с этим издательством. Я не являюсь
переводчиком "Северо-Запада", как посчитала читательница из
Смоленска, но совсем не возражаю, чтобы мое имя поработало
к чести и процветанию издательства, которому я, в конце концов,
многим обязан.
Меня неоднократно спрашивали о причинах расхождения с
"Северо-Западом". Дело не только в том, что это издательство,
предлагая сравнительно скромные гонорары, нередко затягивает
их выплату; с этим поневоле смиряешься. Более существенным
моментом является позиция редакционного руководства, которую
можно было бы сформулировать так: Петербург - город большой,
голодных интеллигентов в нем много, так что незаменимых людей
нет. Я передаю лишь свои субъективные ощущения и ни в коей мере
не настаиваю на их полном соответствии действительности;
однако они у меня возникли. Поскольку мне близок прямо
противоположный принцип - каждый толковый и работящий человек
на своем месте незаменим - то я, к сожалению, был вынужден
расстаться с "Северо-Западом".
И еще одно: в отличие от "Ювенты" и "Тролля", "Северо-Запад"
не хотел издавать Филипа Фармера! Смертный грех, я полагаю.

Пелиас Кофийский
02.11.2008, 19:58
Жаль, чё-то с Ахмановым никак не движется. Мне это особенно любопытно ;)

Scorp
02.11.2008, 20:22
Всё движется, у меня есть интервью уже давно. Нужно просто оформить и на сайт выложить.

Пелиас Кофийский
02.11.2008, 20:56
Великие Древние! А я-то его уже два месяца жду... :D
Скорп, если скоро не появиться, сбрось мне на личку, ладно? ;)

Scorp
02.11.2008, 20:57
Появится скоро.

Lex Z
03.11.2008, 15:23
Хоть интервью уже дано, у меня, тем не менее, тоже вопрос есть. Скорп, если есть возможность, спроси пожалуйста. Почему не вышли два тома: "Псы Войны" и "Талисман Зла"?

Scorp
03.11.2008, 22:41
Это я тебе и сам скажу. Разругались авторы друг с другом.

ArK
15.11.2008, 13:13
Ну как там дела с интервью? Почитать охота.

Scorp
17.11.2008, 02:39
Оформляю... Времени нет ни на что :(

Warlock
28.11.2008, 10:22
Однако ж, доколе?

Scorp
28.11.2008, 15:19
Ну типа это, нагнетаем атмосферу нервного ожидания... Скоро...

Типа ага, готово.