Показать сообщение отдельно
Старый 22.09.2010, 16:26   #2
Полководец
 
Аватар для monah240683
 
Регистрация: 15.01.2010
Сообщения: 2,465
Поблагодарил(а): 969
Поблагодарили 625 раз(а) в 439 сообщениях
monah240683 стоит на развилке
5 лет на форуме: 5 и более лет на фоурме. Спасибо что Вы с нами! 300 благодарностей: 300 и более благодарностей 1000 и более сообщений: За тысячу и более сообщений на форуме. 
По умолчанию Re: [Уинлоу, Поль] Слуги чародея

Часть первая:
«Слуги чародея» или «А чем Мммы хуже?!.»


Так получилось, что будучи ещё в блаженном неведении относительно хотя бы ломанной хронологии русской саги, я взялся первым прочесть «Слуг…».

Итак, рассказ начался с проливных дождей со снегом в Аграпуре, столице Турана, где Конан несёт обязанности капитана Вольного Отряда во времена правления Илдиза. Конан, ввиду отсутствия короля, из-за непогоды, в городе, решает почистить палаты не самого бедного вельможы. Конечно же не нормального, а такого, который кроме всего прочего держит в доме всякого рода монстров-уродов со всего мира – иначе не так интересно будет читать, это понятно.

В поместье немного удивили драгоценные, шитые золотом и серебром шпалеры, ну да кто их, богачей Хайборийской эпохи, поймёт. Здесь Конан знакомится с одним из слуг (по имени Скарфен) какого-то чародея и ему рассказывают, что его сюда заманили для дела. На границе Вендия и Кхитай (интересно как такое возможно, но может и возможно) надо стырить непонятно почему зачем и как некую статуэтку, но прежде Конан решает своровать таки самое главное сокровище в этом поместье, пробиваясь сквозь жаб-мутантов и сломя голову убегая от пятёрки… хм… короче бесшумных воинов, которые по описанию один в один мне напомнили толкиеновских назгулов только пеших.

Немало подивил тот момент, что Конан, впервые попав в незнакомое подземелье, полагаясь на знаменитый инстинкт, конечно же, за нефиг делать почти не сбавляя бега почти сразу находит второй вход-выход из запутанного лабиринта, который даже какой-никакой чародей – Скарфен и близко не мог учуять! По моему даже для Конана это чересчур...

Как подтвердилось впоследствии и в «Карусели богов» - Перумов либо слабо соображал, где реальная сага Говарда, Кампа, Картера, а где сценарий-адаптация к фильмам о Конане со Шварцом в главной роли, либо, что мало вероятно – нарочно валил в одну кучу и то и другое. Как бы там ни было, в начале второй главы, Конан вспоминает свою нелёгкую ношу раба у Колеса в Гипербореи.

Основа сюжета – стара и неоригинальна: четверо слуг непонятного чародея решают избавится от его власти и теперь бригада, в лучших традициях эпического фэнтэзи, в составе этой четвёрки и Конана будут терпеть лишения и нападки по дороге в храм на границе Кхитая и Вендии.

Четыре спутника Конана – тоже стандарт для сюжета плохонького сериала. Все четверо, ну конечно же – а как иначе, представители разных уголков континента (это мотивировано тем, чтобы ловить беглецов, рассеявшихся по всем уголкам Земли): ванир Скарфен, гиперборей Скольд, негроид Фьюри и кхитаец Эйджес. Ладно – фигня, что выглядит, как сборная команда Земли, но вот зато все как на подбор широкоплечи и мускулисты, как сам главный герой – вполне может быть, но конкретно здесь такое неразнообразие режет глаз и попахивает чем-то очень знакомым и банальным, тем более, что толку от этого момента дальше в рассказе – ноль.
Короче - это мелочь…

Далее, усевшись за стол, вокруг украденной намедни изумрудной статуэтки Размышляющего Ханумана, братва помогает Конану войти в курс дела.

Значится, издавна жил такой себе ахренеть-могущественный маг – Кивайдин (до сих пор вертится в голове и никак не могу вспомнить, где я похожее имя уже слышал). Впрочем далее идёт расшифровка имени – «северо-западный ветер», собственно этот маг занимался тем, что управлял этим самым ветром (а может им и являлся). Кроме этого, чудик сей заклял всех ифритов и джинов, а также подчинил всех адских монстрюков и обитателей хрустальных небесных сфер.

Любил маг ещё, одним словом, любить дочерей человеческих и жила у него в гареме некая жёлтокожая кхитаянка, которая пела так, что даже… мля… «…Орлы Нездешних Богов останавливали свой полёт…»… Такое незначительное описательное словосочетание – Орлы Нездешних Богов: уже одно то, что написано оно с заглавных букв, должно было меня насторожить…

Если бы я начал читать Перумова с «Карусели богов», то в данном месте просто грустно бы улыбнулся – эта безневинная, пока что, для Хайбории Говарда фраза на самом деле подразумевала буквальное положение дел касательно божественных уровней и всего прочего, что позже на этой закваске взошло.

Втянулся Кивайдин в помощь Вендийскому царю, который чего-то не поделил с подземным племенем злобных карликов, обладавших несметными сокровищами (мне стоит здесь написать слово «гномы» или покамест снизойдём к тому, что это просто такое совпадение с эпическим фэнтэзи и мифологией?). В результате карлики не устояли и бросив сокровища, разбежались по свету пригрозив страшно отомстить. И мстя их была страшна! Они выманили кхитаянку из покоев мага и, отрубив ей чурку, послали этот страшный подарок Кивайдину.

Дальше – хуже!
Мстя мага в ответ должна была быть не менее страшной, но… Далее просто цитата: «Хотел он сперва сам заняться этим, однако был призван Великими Нездешними Богами, ибо затевалась во Внешнем Мире великая война между ними и Асурами.»

Н-н-нда…
Великие Нездешние Боги – это в «Слугах чародея» вплетено так же как и их Орлы. Когда не знаешь куда эта дорожка Перумова дальше повела, то читаешь вполне в говардовском стиле – ну легенда такая, мифология обитателей Хайбории, сказание о древних полувыдуманных богах-полумонстрах или магах каких-то – мало ли что ещё, но и в голову не придёт, что это что-то типа даосских понятий Инь и Ян, правда со своими мухами, скажем так – в голове, которые, как обычные олимпийские личности античных богов Греции с глубины вселенских, межзвёздных пространств вещают судьбами людей, скотов, небожителей, богов, миров на своё усмотрение.

Внешний мир – по моему говорит само за себя, хотя именно в этом рассказе не придаёшь этому никакого значения, поскольку здесь, пока, понятие это дальше не развивается в парадигме Хайбории.

Так, теперь асуры – это общее название демонов в индуизме. Но суть не в названии – сам Говард заимствовал это название для имени бога Асуры – а в самой подоплёке: прям перепев мифологии индуизма на свой лад, когда были демоны и были боги и они дрались между собой, как личности. Допустим у Говарда то, что действовало в сюжете личностно, само по себе не именовалось ни демоном ни богом – такое прозвание это что-то получало от людей живших в Хайборие или само-собой понималось из контекста. Даже если бог, в самом полном и прямом понимании этого слова – Митра, Кром…, и действовал, так сказать самолично, то это проявлялось в виде голоса или образа, во первых почти единожды, а во-вторых – так, что можно было легко отнести эти явления на собственные психо-физческие состояния героев: в любом случае никакого акцента на это не делалось и такие малозаметные моменты всегда у него остаются как бы в тени и не лезут на передний план. По крайней мере кричащей деятельности Крома на равнее с Конаном не наблюдалось. Такие боги воспринимаются у Говарда скорее, как религиозные верования и вместе с тем наряду с иными богми, как результатом обожествления кого-либо – но у него это чётко чувствуется и из того, что киммерийцы верили в Крома, этот самый не спускался с небес личной персоной…

Вообще все эти уровни миров и божества попахивают иерархией из буддизма и индуизма. Всё бы ничего, но в «Карусели…» некоторые из этих божеств и даже чуть ли не сам Рок как раз в виде отдельных личностей участвуют в сюжете.

С такой точки зрения Перумов детально прописал полную картину мироздания Хайбории, отдельные НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ!!! фрагменты которой можно разово встретить у самого Говарда, даже в его Конане. Но я боле чем убеждён, что Перумов не понял Говарда ни на йоту, если он ориентировался только на эти порой туманные заметки. Сравните хотя бы концепцию Перумова с концепцией Говарда, немного просматриваемого в рассказе «Башня слона». Есть Иаг – существо попавшее к нам из другого мира, планеты с иными способностями и принятое за божество – всё, далее никакой божественности самой по себе и никаких упоминаний как такое может быть в принципе и кем это придумано – жизнь на хрен знамо какой планете. Ан нет – надо эпик построить, чтоб не вызывало впечатление реалистичности, как у Говарда, а чтобы как в обычном мифе, где впечатление сказочности при чтении – красной нитью…

… Я отвлёкся. По сути – всё то, о чём выше сказано, уже в «Карусели богов», а здесь, в «Слугах…» я просто по новому открываю для себя некоторые термины и категории мира Хайбории Перумова.

Последний раз редактировалось monah240683, 22.09.2010 в 16:31.


monah240683 вне форума   Ответить с цитированием
Этот пользователь поблагодарил monah240683 за это полезное сообщение:
Teek (18.07.2023)