 |
Цитата: |
 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Так, вроде, это практически одно и тоже и есть?
|
|
 |
|
 |
|
Не совсем:Тора
Буквально: учение. Очень часто так называется Пятикнижие Моисеево. В широком смысле слово Тора включает все комментарии, заповеди, все разъяснения, данные талмудическими мудрецами. В отличие от Пятикнижия, которое также называется Письменной Торой, последние называются Устной Торой. Слово «Т.» часто употребляется связанным со словом, определяющим характер учения, например: «Торат-хаим» — «Учение жизни». Собственно же «Тора» — это Пятикнижие Моисея, или Письменная Тора.
ПЯТИКНИЖИЕ (Хамиша хумшей Тора)
Пятикнижие — первые пять книг Священного Писания. Все книги Моисеевы носят название «Тора» (Тора — учение). В Библейской письменности, где так часто повторяется слово «Тора», нет названия П., а говорится всегда об одной «Книге Учения», порою говорят — «Тора Господа», или «Тора Моисея», то есть Тора, которая была дана через или посредством Моисея. Но в Талмуде упоминаются «Пять Книг Торы», каждая из которых называется «Хумаш». Названия этих Книг: «Берешит» (Бытие), «Шемот» (Исход), «Ваикра» (Левит), «Бемидбар» (Числа) и «Дварим» (Второзаконие). П. является цельным повествованием о судьбе еврейского народа, с древнейших времен до смерти Моисея, и сводом законов Господа, которые переданы были народу через Моисея. Одиннадцать первых глав (книга «Берешит») — от сотворения мира и жизни первых людей до праотца Авраама. Так как Авраам, праотец евреев, был в то же время праотцем ишмаэльтян (измаильтян) и здомитов, излагается попутно история и этих народов. История колен Израилевых начинается с праотца Яакова. Смертью Яакова и сына его Иосефа в Египте завершается книга «Берешит». С этого момента рассказывается уже история нации, разделенной, правда, на двенадцать колен, но объединенной общей судьбой и общим прошлым.
Книга «Шемот» (Исход) повествует о жизни сынов Израилевых в Египте, о гонениях, которые они претерпели, о страданиях в рабстве и о чудесном Исходе из Египта, сопровождавшемся великими знамениями. Далее рассказывается о начале странствования сынов Израилевых по пустыне; о вручении Торы на горе Синай и о Десяти заповедях; далее следует рассказ о поклонении золотому тельцу и о событиях, связанных с этим тяжким прегрешением, а также о скинии Завета. Этим завершается книга «Шемот».
Третья книга — «Ваикра» (Левит), или «Торат коганим» (Учение священников). Содержание ее: посвящение Аарона и его потомства в священнический сан; порядок жертвоприношений; грех Надава и Авиу, сыновей Аарона, рассказ о смерти, постигшей их, и в связи с этим несчастьем — предостережения Аарону. Далее перечислены кашерные (разрешенные для еды) и некашерные (нечистые) животные, птицы и рыбы; законы чистоты и скверны и законы о прокаженных, находящиеся в ведении священника. Затем повествование возвращается к богослужению священников; к законам, определяющим отношения между людьми: семейным отношениям, почитанию родителей, любви к ближнему и к запрету идолопоклонства в любой форме; к законам шмита и др. Этот раздел заканчивается словами: «Вот постановления, и законы, и наставления, которые установил Господь между Собою и сынами Израилевыми на горе Синай через Моисея» (Лев. XXVI, 46).
Затем, в заключительной XXVII главе, следуют своего рода дополнения: законы об обетах, пожертвованиях, посвящении и др. Так завершается книга «Ваикра».
В четвертой книге «Бемидбар» (Числа) повествуется о жизни сынов Израилевых в пустыне — со второго года после их Исхода — и о законах, данных в пустыне. Названо число евреев-воинов и число левитов, совершающих богослужение при скинии Завета, а также перечислены постановления, определяющие порядок службы. С заключением Завета и постройкой скинии сыны Израилевы должны были сразу же двинуться к Земле, обещанной им и их предкам. Но преступление соглядатаев, разнесших дурную славу об этой Земле, и претензии народа к Моисею и Аарону в связи с этим привели к тому, что евреи были наказаны сорокалетним странствованием по пустыне — год за день (по числу дней, проведенных соглядатаями в Эрец Исраэль) — пока не вымерло все поколение пустыни. В книге «Бемидбар» рассказано также о событиях, происшедших в этом поколении — и в этих событиях проявляется милость Бога к Израилю. Рассказано о недовольстве народа и тяготении его к «сытой жизни», оставленной якобы в Египте; о смерти, которая постигла смутьянов; о мятеже Кораха и его единомышленников и об их трагическом конце; о Бил'аме, который призван был Балаком, царем Моава, чтобы проклясть Израиль, а вместо этого вынужден был благословить его. Шаг за шагом приближаются сыны Израилевы к стране Ханаан; им пришлось обойти несколько стран стороной, чтобы избежать войны с ними. И все же пришлось израильтянам воевать с Сихоном, царем эморийским, с Огом, царем Башана, и с мидианитами. Книга заканчивается стихом: «Это заповеди и законы, которые заповедал Господь через Моисея сынам Израилевым в степях Моава на Иордане, у Йерихо» (Чис. XXXVI, 13).
Пятая книга — «Дварим» (Второзаконие) включает предсмертную песнь Моисея, обращенную к сынам Израилевым, его слова о союзе (завете), заключенном с нами Господом, подобно завету, который заключил Он с отцами их, поколением пустыни, в Хореве. Моисей излагает законы, исполнение которых служит условием союза, а также нравственные наставления и предостережения и обещание награды за соблюдение союза. Законы в книге «Дварим» представляют собой, в основном, повторение законов, уже изложенных в предыдущих книгах, потому книга «Дварим» называется еще и «Второзаконие» (хотя она содержит и новые законы). Все законы изложены здесь в общем виде, а тонкости их были известны священникам и судьям.
Последняя глава Торы с трогательной простотой повествует о восхождении Моисея на вершину горы, чтобы увидеть Землю, на которую ему не суждено ступить; о смерти и погребении величайшего из пророков. Глава завершается прославлением Моисея — раба Господня, подобного которому не было в Израиле: «И не встал еще пророк в Израиле, как Моисей, которого знал Господь лицом к лицу» (Втор. XXXIV, 10).